август 2009 года

Опубликовано в сокращении в  №39 «Литературной России»  от 02.10.2009

Юрий Павлов. Лидия Андреевна, скажу сразу, что Вы – очень близкий мне по мироощущению и убеждениям человек. И в нашей беседе я хотел бы уточнить некоторые «моменты» Вашей биографии, мировоззрения, творчества.

Ваше интервью Илье Колодяжному («Литературная Россия», 2008, № 4), воспоминания о Литературном институте («Литературная Россия», 2008, № 40), книга «Тайна поэта» (Челябинск, 2002) прояснили многое, но не всё в писательской родословной Лидии Сычёвой. Возникают вопросы, с одного из которых я и начну интервью.

Лидия Андреевна, помимо влияния Вашей матери, «первого литературного учителя», были, наверняка, какие-то ещё внутренние импульсы к творчеству. Хотелось бы услышать, когда и как возникло это «желание рассказать», эта неизлечимая болезнь писательства.

По моим предположениям, дело обстояло примерно так: музыка, постоянно звучавшая в девочке, восхищение красотой родной природы, переполнявшее всё...

«Куда-то ваш голос пропадает… Как в полынью ныряет…» – говорит он в телефонную трубку и молодцевато смеется. Он обо всем говорит незаурядно.

Проза Бондарева обстоятельна, выразительна, мелодична, полна красок, внимания к тонким движениям тела и души. С самых первых его вещей – это классическая литература. Пожалуй, главное для фронтовой бондаревской прозы – взятое из пережитого повторение древнего сюжета сражения при Фермопилах: не постояв за ценой, выстоять. Или проиграть, но жизнью пожертвовать.

Так, в повести «Батальоны просят огня» (1957) те, кому нельзя отступать и надо отвлечь противника, остаются без огневой поддержки своих. Из нескольких сот человек выживают всего пятеро. Капитан Ермаков говорит командиру дивизии Иверзеву: «Я не могу считать вас человеком и офицером». (Но и этот командир готов к смерти, позднее он лично ведет солдат в лобовую атаку и, раненый, теряя кровь, освобождает оскорбившего его капитана из-под ареста.)

Натиск врага и самоотверженная погибель и в «Последних з...

Возвращаясь домой после беседы с Юрием Васильевичем Бондаревым, я открыла книгу, которую он мне подписал, – первый том из собрания сочинений. Книга моя, личная, и я ее, конечно же, читала. Перечитывать не хотелось: я знала, что, погружаясь в военную прозу, я буду сопереживать героям, сердце мое будет страдать.

Но дорога была долгой, утомительной, я открыла книгу и – уже не смогла оторваться. По правде говоря, я чуть не заплакала – столько в этой прозе было мысли, художественности, красоты!

И это высокое состояние – состояние духовного праздника – не покидало меня и на следующий день.

Ну а теперь – наша беседа. С автором романов и повестей «Батальоны просят огня», «Тишина», «Горячий снег», «Берег», «Последние залпы»…

Ю.Б.: Я был уличный мальчишка, но наше поколение – 1922 – 1924 гг. – было воспитано на литературе. Да, мы гоняли голубей, даже воровали их друг у друга, устраивали драки, соблюдая закон Замоскворечья – никогда не обижать слабых! Несколько раз я свою команду водил в соседний рай...

Вера Галактионова о миссии современного писателя

Сергей КОРОБОВ: Вера Григорьевна, вы — одна из немногих современных писателей, чьё творчество неразрывно связано со страной, народом. Герои ваших произведений, как вы однажды выразились, "красивы, дерзки, умелы, отважны — даже в трагичности, даже в нелепости своих судеб". Когда народная, национальная, христоцентрическая система ценностей стала определять вашу жизнь и творчество? 

Вера ГАЛАКТИОНОВА: Система ценностей — это данность. Здесь нет начальной точки отсчёта. В самой среде обитания содержится всё — своя вера, своя история, своя живительная речь, богатейшая литература, великие достижения учёных. И ещё на генетическом уровне каждый из нас наследует весь этот сложный багаж, а затем пробует его осмыслить, чтобы развить и претворить в какие-то дела по мере сил. Ведь многим известно то странное чувство узнавания, которое появляется при чтении разных умных книг — мы встречаемся будто с тем, что когда-то, давным-давно, было о...

23 июля талантливому русскому писателю Юрию Вильямовичу Козлову исполнилось 65 лет. В преддверии юбилея прозаик поделился своими размышлениями о нынешнем состоянии литературы, о радостях и трудностях, воле и мужестве писательского пути, о Слове, которое пора произнести.

Маргарита Синкевич: Юрий Вильямович, ваша повесть «Коридор» (2015) начинается с порнографического рассказа писателя Н. Геллера. Признаться, весьма неожиданное начало. Расскажите, как вы решились на такой эксперимент и с какой целью?
Юрий Козлов: Это повесть о «коридоре», по которому наше общество вышло сначала к перестройке, а затем к той жизни, какой мы живем сегодня. Тема интересная, потому что у каждого человека был свой персональный «коридор». Герой повести – молодой писатель, работающий в популярном журнале. Он – типичный представитель «застойного» поколения, убежденного, что «так жить нельзя». Порнография – признак болезни социума, что-то вроде сыпи, свидетельствующей о серьезном сбое в общественном организме. Можн...

К 80-ЛЕТИЮ ВАЦЛАВА МИХАЛЬСКОГО

беседа с элементами статьи

Юрий Павлов: Сыновние чувства в разной концентрации присутствуют в большинстве произведений Вацлава Михальского, начиная с рассказа «Лицо матери».


Герой этого произведения – детдомовец, круглый сирота. Его детство и молодость определяет одно желание – увидеть лицо свой матери хотя бы во сне. Но даже это герою не удается сделать. Критерием матери оценивают других людей, женщин в том числе, персонажи многих произведений Вацлава Михальского. Например, как высшая похвала Катеньке (героине одноименной повести), звучат слова смертельно раненого солдата: «Вы, как моя мама». Или подросток кадет Алексей из романа «Весна в Карфагене» перед смертью зовет маму.


Мне Ваше отношение к матери очень понятно и близко. Я потерял свою мать в 37 лет. С ее уходом отвалилась, отмерла большая часть моего «я», и с этих пор я уже не был никогда по-настоящему счастлив. Я, как и герой рубцовской «Осени», всегда помню – даже в моменты высшей беспричинной радо...

Василий Дворцов – о наследии Ю. И. Селезнева, неповторимой русской лиричности и сути художественного творчества. С прозаиком, поэтом, публицистом, секретарем правления Союза писателей России, куратором Совета молодых литераторов СПР, лауреатом литературных премий беседует Сергей Коробов.

Сергей Коробов: Селезневские чтения в стенах КубГУ проводятся в четвертый раз, и вы, Василий Владимирович, являетесь одним из почетных гостей этой конференции. Какова роль таких мероприятий, как вы думаете?

Василий Дворцов: Форумы, собирающие в одну аудиторию, сводящие в один круг преподавателей и студентов, теоретиков и практиков научного или творческого рода деятельности, всякий раз сжимают энергию любви к общему делу до идейного взрыва, до вспышки сверхновых звезд открытий или произведений. Ведь здесь сочетается ретестирование рабочих сил с поистине сверхпедагогическим эффектом: прямое соприкосновение разных поколений с эмоциональной взаиморефлексией определяет и выстраивает их отношения навсегда. До...

История – ее мифы и ее реальность – не одно десятилетие находятся в центре смысловой борьбы, которая идет в нашем отечественном гуманитарном пространстве. О современной исторической драматургии и «театре истории» рассказывает Капитолина Кокшенева.

Маргарита Синкевич: Капитолина Антоновна! Вы объявили конкурс исторической драматургии, сделав акцент на «ИСТОРИИ.DOC». Почему именно «ИСТОРИЯ.DOC»?

Капитолина Кокшенева: Да, Маргарита, я должна объясниться, предложив такой новый формат. Для меня в теме «театр и история» очень много важного и проблемного. Как только рухнула советская идеология и советская эстетика, наше огромное художественное пространство немедленно было занято западными культурными практиками и хорошо отработанными гуманитарными технологиями. Они стали тотально интересны. И это понятно. Изношенность советской эстетической системы была очевидна, а искусство не живет без новых форм. Ну, конечно, соблазнила всех эта дикая дама Свобода, позволяющая быть необремененными никакими...

Беседа с прозаиком, публицистом, главным редактором литературного журнала «МОЛОКО» Лидией СЫЧЕВОЙ

Сергей Коробов: На факультете журналистики КубГУ завершилась конференция, посвященная творчеству классика русской литературы Виктора Ивановича Лихоносова. Поделитесь вашими впечатлениями о прошедшем мероприятии.
Лидия Сычева: Лихоносовская конференция получилась непохожей на другие научные собрания, которые проходят по стране. Мы увидели живое дело во всех смыслах: и писатель жив, и проза его жива до сих пор, хотя лучшие свои вещи Виктор Иванович написал в советское время. А главное, доклады звучали живо и убедительно. У нас филологические форумы, как правило, посвящены либо давно ушедшим писателям, либо произведениям, которые занимают спорное место в читательском и общественном сознании, либо книгам, со всех сторон, что называется, обсмотренным, обглаженным, «ощупанным». И что-то новое сказать весьма сложно. Лихоносов – материк неисследованный. Приятно быть трепетным гостем в его идеальном...

Маргарита Синкевич: Николай Александрович, губернатор Краснодарского края В. И. Кондратьев поставил задачу возвращения казачьего уклада жизни на территории Кубани. Свое понимание этой проблемы вы выразили в начале прошлого года так: «Прежде всего это значит вернуть культуру, обычаи, нравственные принципы и традиции
наших предков, подходящие и сегодня для любого человека: уважение к старшим и труду, единство семьи, любовь к своему Отечеству и готовность его защищать, верность своей вере». Что сделано в этом направлении за минувший 2016-й и начало 2017 года?

Николай Александрович Долуда: Считаю, что предложение губернатора края вернуть на Кубань казачий уклад жизни – историческая закономерность и веление времени. Такая позиция руководителя региона – огромная поддержка для казачества. Это не значит, что нужно вернуть все, как было два столетия назад. Нужно возвращать лишь то, что соответствует духу времени. Я бы даже сказал, неподвластно времени: традиции любви к Родине, уважения к памяти...

Маргарита Синкевич: 24 мая – День славянской письменности и культуры. Что значит этот праздник для православного человека, для славянина?
Отец Иоанн (Макаренко): Для православного человека, особенно для славянина, – это очень важный праздник. Святые Кирилл и Мефодий подарили нам письменность, заложив основы единства славянских народов. Это событие, по сути, определило всю историю России, стало ключевым в формировании русской цивилизации, в восприятии русским миром православного византийского наследия. Этот день нужно помнить так же, как мы помним дни Пасхи, Рождества Христова. По традиции, 24 мая в российских городах устраиваются крестные ходы. Не исключение и Краснодар. Прихожане всех храмов нашего города по благословению митрополита Исидора соберутся, чтобы вновь показать единство нашего народа и вместе помолиться Святым Кириллу и Мефодию, поблагодарить за их великую миссию, за тот большой вклад, который они внесли в историю нашего государства. Этот праздник помогает нам осознать, кт...

Please reload

© 2017-2019 "Родная Кубань" 

Все права на материалы, публикуемые в печатной и электронной версиях издания, принадлежат ГИК "Кубанские новости" и охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». При любом использовании материалов сайта и печатного издания, ссылка обязательна.

Подписной индекс: 31899